У науки может не быть ответов на все вопросы
Давайте рассмотрим часы. Вы можете не знать точно, как они работают, но если бы вы разобрали их, вы, вероятно, могли бы многое понять об их функционировании. А теперь представьте себе человека. Если бы вы каким-то образом смогли разобрать его, вы могли бы многое узнать о функционировании человека. Но смогли бы вы узнать, что заставляет человека тикать? Смогли бы вы узнать что-нибудь о его сознании?
Считается, что ответ на этот вопрос — нет. Субъективность сознания не только представляет собой проблему для межличностного понимания, но и для понимания того, как оно вписывается в остальной природный мир. Другие процессы и действия в природном мире, такие как фотосинтез или эрозия, полностью объективны. Даже некоторые человеческие процессы и действия полностью объективны, такие как пищеварение, размножение и дыхание. Все эти вещи могут быть полностью объяснены наукой. Предполагается, что наука когда-нибудь сможет объяснить все и предоставит нам единую, полную, унифицированную теорию всего. Но существование сознания ставит эти предположения под сомнение.
С одной стороны, кажется, что сознание очевидно как-то связано с мозгом. Например, когда умирает мозг, его активность прекращается, а вместе с ней и сознательный опыт. Менее выраженные формы повреждения мозга также оказывают неблагоприятное воздействие на сознательный опыт. Например, когда у людей есть повреждения на одной стороне зрительной коры, они теряют способность визуального познания объектов.
С другой стороны, многим философы считают, что сознание — это не просто процесс в мозге. Как выразился философ Дэвид Чалмерс в своей книге «Сознающий ум» (1998):
«При изучении любого описания физических процессов, предположительно лежащих в основе сознания, у нас всегда будет возникать дополнительный вопрос: почему эти процессы сопровождаются сознательным опытом?»
Например, когда вы наступаете на детальку лего на полу в гостиной, происходят определенные нейронные процессы и активность в ваших болевых рецепторах. Но почему эти нейронные процессы и активность должны сопровождаться чувством боли, а не чувством спокойствия или отсутствием чувств вообще?
Рассмотрим гипотетическое существо, которое Чалмерс назвал философским зомби. Философские зомби не похожи на зомби из фильмов ужасов. Они не хотят съесть ваши мозги, просто у них полностью отсутствует сознательный опыт. Ваш зомби-двойник — это ваша копия, только у вас есть ощущения боли, холода, цвета и вкуса, а у него нет. Они крикнут «ой», когда наступят на деталь лего, но на самом деле у них нет никаких ощущений.
Возможно, вам кажется, что вы не можете представить себе существ такого рода. Действительно, многие философы не согласны с Чалмерсом в том, что философские зомби — хорошая идея. Но если он прав, что их можно вообразить, то это предполагает, что они возможны, так же как тот факт, что если можно представить мороженое со вкусом зубной пасты, значит оно может существовать, даже если это неразумно. Если философских зомби на самом деле не существует (Чалмерс не думает, что они существуют), то просто предположение об их существовании может означать, что сознание может отделиться от своей физической основы, и что оно может быть чем-то сверх материального, а значит, не может быть полностью объяснено наукой.
Полностью - здесь: