Ариомцы 3

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ариомцы 3 » Вечное-бесконечное (офф-топ) » Это интересно


Это интересно

Сообщений 81 страница 90 из 93

81

У науки может не быть ответов на все вопросы

Давайте рассмотрим часы. Вы можете не знать точно, как они работают, но если бы вы разобрали их, вы, вероятно, могли бы многое понять об их функционировании. А теперь представьте себе человека. Если бы вы каким-то образом смогли разобрать его, вы могли бы многое узнать о функционировании человека. Но смогли бы вы узнать, что заставляет человека тикать? Смогли бы вы узнать что-нибудь о его сознании?

Считается, что ответ на этот вопрос — нет. Субъективность сознания не только представляет собой проблему для межличностного понимания, но и для понимания того, как оно вписывается в остальной природный мир. Другие процессы и действия в природном мире, такие как фотосинтез или эрозия, полностью объективны. Даже некоторые человеческие процессы и действия полностью объективны, такие как пищеварение, размножение и дыхание. Все эти вещи могут быть полностью объяснены наукой. Предполагается, что наука когда-нибудь сможет объяснить все и предоставит нам единую, полную, унифицированную теорию всего. Но существование сознания ставит эти предположения под сомнение.

С одной стороны, кажется, что сознание очевидно как-то связано с мозгом. Например, когда умирает мозг, его активность прекращается, а вместе с ней и сознательный опыт. Менее выраженные формы повреждения мозга также оказывают неблагоприятное воздействие на сознательный опыт. Например, когда у людей есть повреждения на одной стороне зрительной коры, они теряют способность визуального познания объектов.

С другой стороны, многим философы считают, что сознание — это не просто процесс в мозге. Как выразился философ Дэвид Чалмерс в своей книге «Сознающий ум» (1998):

«При изучении любого описания физических процессов, предположительно лежащих в основе сознания, у нас всегда будет возникать дополнительный вопрос: почему эти процессы сопровождаются сознательным опытом?»

Например, когда вы наступаете на детальку лего на полу в гостиной, происходят определенные нейронные процессы и активность в ваших болевых рецепторах. Но почему эти нейронные процессы и активность должны сопровождаться чувством боли, а не чувством спокойствия или отсутствием чувств вообще?

Рассмотрим гипотетическое существо, которое Чалмерс назвал философским зомби. Философские зомби не похожи на зомби из фильмов ужасов. Они не хотят съесть ваши мозги, просто у них полностью отсутствует сознательный опыт. Ваш зомби-двойник — это ваша копия, только у вас есть ощущения боли, холода, цвета и вкуса, а у него нет. Они крикнут «ой», когда наступят на деталь лего, но на самом деле у них нет никаких ощущений.

Возможно, вам кажется, что вы не можете представить себе существ такого рода. Действительно, многие философы не согласны с Чалмерсом в том, что философские зомби — хорошая идея. Но если он прав, что их можно вообразить, то это предполагает, что они возможны, так же как тот факт, что если можно представить мороженое со вкусом зубной пасты, значит оно может существовать, даже если это неразумно. Если философских зомби на самом деле не существует (Чалмерс не думает, что они существуют), то просто предположение об их существовании может означать, что сознание может отделиться от своей физической основы, и что оно может быть чем-то сверх материального, а значит, не может быть полностью объяснено наукой.

Полностью - здесь:

https://knife.media/consciousness-natur … rtificial/

0

82

Великий парадокс, или Два почерка в Коране

Алескеров Самир

Еще раз о противоречиях в Коране

В межрелигиозных дискуссиях популярна тема: есть ли противоречия в Коране, Торе, Евангелиях? Мусульмане ищут, к чему «придраться» в учениях христиан и иудеев, те «придираются» к Корану. Различие только в том, что в Коране есть такое изречение:

«…если бы подумали, что Коран не от Аллаха, то в нём нашли бы большое число противоречий». (Сура 4)

Тем, кто целенаправленно ищет противоречия в Коране, эта формула позволяет сказать: ага, если есть противоречия, тогда Коран не от Аллаха? И, найдя «большое число противоречий», доказать его земное происхождение. Надо сказать, что ортодоксальные мусульмане часто «подставляют» себя непродуманными заявлениями: Мохаммед абсолютно безгрешен; бой при Бадре был войной за мусульманскую веру; Коран верен с первой буквы до последней. А потом выкручиваются, пытаясь оправдать такие эффектные заявки. Но слово не воробей — сказал, что в Коране нет противоречий — изволь отвечать.

Если постараться, то в любой достаточно толстой книге можно найти противоречия — чем больше поле, тем больше сорняков, как бы перед этим ни пропалывал. Тем более это относится к Корану, который был составлен из разрозненных записей и воспоминаний. Иудеи к ошибкам и несоответствиям в Торе или Талмуде, христиане к противоречиям в Евангелии относятся гораздо спокойнее: они говорят, что, хоть эти Священные книги продиктованы Богом, но записывали их люди, а те могли где-то ошибиться. Но мусульмане стоят горой: нет у нас никаких ошибок, потому что Аллах не дал бы людям ошибаться. Потому и вызывают огонь на себя.

В конце 25-й суры мы видим утверждение, что мир сотворен за шесть дней:

«Посланник Мой, полагайся не на тех, кто слаб, а на Того, Кто вечно жив, Кто видит прегрешения Своих рабов. Который сотворил и небо, и землю, и все, что между ними, за шесть дней, а затем воцарился на высоком троне».

Этот постулат подтверждается также айатом из 50-й суры:

«Мы сотворили всего за шесть дней небеса и землю, и то, что между ними. И не коснулась Создателя усталость».

И в то же время, 41-я сура содержит такое замысловатое утверждение:

«Скажи им, посланник: неужели вы не верите в Того, кто создал землю всего в два дня, и можете с Ним сравнить других? Ведь это Он — Господь миров. Ведь это Он воздвиг незыблемые горы на земле, благословил её, и за четыре дня устроил пропитание для всех просящих. Затем он сотворил семь ярусов небес в течение пары дней и каждому из ярусов дал поручение. А на нижнем разместил светильники и охрану от сатаны. Таково предопределение Аллаха».

Как видим, налицо противоречие.

Или возьмем положение о том, из чего же создан человек. Только что прозвучало: из воды. В других местах Корана можно увидеть утверждения: из сгустка, из глины.

В ряде айатов, где речь ведется от имени Бога, встречаем клятвы «Клянусь Богом», что, конечно, нереально.

В суре 5 есть сентенция, которая выдает искаженное представление о Троице:

«Аллах спросит Ису, сына Марйам: "Говорил ли ты людям, чтобы они поклонялись тебе и твоей матери как двум богам помимо Аллаха?» (Толкование Института Аль-Азхар).

А в 19-й суре Марии — матери Иисуса — приписывается брат Аарон. Так звали старшего брата Моисея. Тогда как у Моисея и Аарона, действительно, была сестра по имени Мариам, но она никак не могла стать матерью Иисуса — разные времена.

Через несколько сур вы примете участие, в качестве зрителя, в странной сцене: с Рамзесом II и Моисеем, которые пребывали на земле в XIII веке до н. э., лицом к лицу встретится Хаман, премьер-фаворит Персии, который жил в V веке до н. э.

Но будем считать все это придирками. Главное не в этом. Принципиальное противоречие в Коране — это изменение его тона и духа, происшедшее после переселения Мохаммеда в Медину. С этого момента появились не просто противоречия — парадоксы.

Им говорят: поклоняйтесь Милосердному. Тогда они вопрошают глупо: а что такое «милосердный», разве станем мы поклоняться Тому, кого не знаем?

Благословенен Тот, Кто разместил все звёзды и созвездия, кометы, солнце и луну на небе и за небом, Кто сотворил день и ночь для тех людей, которые благодарят Аллаха за его творения.

Аллах сотворил все блага на земле для благодарных рабов Своих. Они говорят, даже встретив неразумного: мир дому твоему. Они воздают молитвы Богу днём и ночью, они боятся Бога, они тратят свои средства, не скупясь и не транжиря, на добрые дела. И не знают другого божества, кроме Аллаха. Не убивают, если запрещает Бог, не прелюбодействуют, сохраняют целомудрие и верность. Это — рабы Аллаха, будут они награждены и в этой, и в грядущей жизни. Награда тем, кто молится Аллаху: Господи, дай нам радость от супругов и детей своих. Такие вечно будут пребывать в раю.

Скажи же людям, Мой посланник: Аллах не заботился бы о вас, если бы не молитвы праведных. А неправедные считают слово Бога ложью. Не избегут они возмездия.

https://religion.wikireading.ru/138684

0

83

Еще раз о Ф. Ницше. Критика его "притчи" о трёх превращениях

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5128156/pub_6367ca807d9dc52b40b7b97b_6367cf337e4b2a31fad55f78/scale_720

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1852523/pub_6367ca807d9dc52b40b7b97b_6367d0df7e4b2a31fad6d3e7/scale_720

Иллюстрации взяты отсюда:

https://dzen.ru/a/Y2fKgH2dxStAt7l7

Без самой статьи. :idea:

Вот уж воистину: "100 голов - 100 умов". :D

Отредактировано NN (25-05-2025 16:38:17)

0

84

Техники самоисследования (атма-вичара) в учении Раманы Махарши

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66a8dd9ceb4b9a394e79f196_66a8deed3c781b717058ad4d/scale_720

Рамана Махарши (1879-1950) — один из самых известных духовных учителей Индии XX века, чьё учение о самоисследовании (атма-вичаре) оказало огромное влияние на развитие адвайта-веданты. Суть его простого, но глубокого метода — непосредственное познание своей истинной природы через вопрошание «Кто я?».

Суть учения Раманы Махарши

Главные положения учения Раманы таковы:

1. Наша истинная природа — чистое Осознавание (Атман), свободное от отождествления с телом-умом.

2. Неведение своей истинной сущности — причина всех страданий.

3. Прямой путь к освобождению — самоисследование, заключающееся в обращении внимания к истоку «я»-мысли.

4. Постоянная практика самонаблюдения без вовлечения в мысли приводит к погружению в истинное Я.

5. Просветление — это не достижение в будущем, а пробуждение к вечно присутствующей Реальности.

Рамана излагал эти истины простым языком, подчёркивая, что для освобождения нужны лишь искренность и постоянство в практике, а не сложные техники или ритуалы.

Практика атма-вичары

Атма-вичара, или самоисследование — центральный метод в учении Раманы. Он заключается во внимательном исследовании вопроса «Кто я?» и прослеживании «я»-мысли до её источника. Цель — не интеллектуальный анализ, а непосредственное узнавание себя как чистого Осознавания, Я.

Чтобы сделать самоисследование эффективным, Рамана давал такие советы:

1. Задавать себе вопрос «Кто я?» как можно чаще, сделав его фоном повседневной жизни.

2. При возникновении мыслей спрашивать: «Кому они приходят? Кто их воспринимает?»

3. Мягко возвращать блуждающий ум к вопросу «Кто я?», без борьбы с мыслями.

4. Если при самоисследовании ум затихает — не пугаться и не цепляться за это состояние.

5. Стараться больше времени проводить в уединении для облегчения практики.

Рамана подчёркивал, что упорное и искреннее вопрошание «Кто я?» постепенно растворит все мысли и приведёт к самореализации — переживанию истинного Я как единственной Реальности.

Трудности на пути

При практике самоисследования могут возникать определённые препятствия:

1. Блуждание и отвлечение ума.

2. Сомнения в действенности метода.

3. Страх потерять индивидуальность.

4. Ожидание быстрых результатов.

5. Откладывание практики «на потом».

Что делать с этими трудностями?

Рамана советовал, во-первых, установить твёрдую решимость идти до конца, невзирая на препятствия. А во-вторых — принимать всё, что происходит в процессе, не пытаясь что-то улучшить. Это постепенно успокаивает ум.

Жизнь после самореализации

По словам Раманы, постоянное самоисследование неизбежно приводит к прямому узнаванию своей истинной природы. Это не какое-то новое приобретение, а пробуждение к тому, чем мы всегда были.

Говоря о жизни просветлённого, Махарши отмечал, что после реализации она продолжается, но уже без чувства деятеля. Мудрец спонтанно откликается на ситуации, но не имеет привязанностей и не цепляется за плоды действий. При этом он подчёркивал, что само состояние реализации не зависит от внешних условий.

В то же время Рамана предостерегал от ошибочного отождествления пробуждения с какими-либо временными переживаниями, даже очень возвышенными. Реализация — это не достижение особых состояний, а скорее прекращение поисков и растворение в вечно присутствующем Я.

Учение Раманы Махарши о самоисследовании и прямом пути к освобождению оказало огромное влияние на духовных искателей по всему миру. Эта простая, но мощная практика обращения внимания внутрь себя с вопросом «Кто я?» позволяет непосредственно узнать свою истинную природу и освободиться от иллюзии эго.

Хотя на пути самопознания могут возникать трудности и препятствия, решимость и постоянство в практике неизбежно приводят к плоду — переживанию своего истинного Я как чистого Осознавания. И это не какая-то далёкая цель, а реальность, доступная для прямого узнавания здесь и сейчас.

https://dzen.ru/a/ZqjdnOtLmjlOefGW

Отредактировано NN (26-05-2025 22:19:49)

0

85

Рамануджи и его критика доктрины адвайтистов

Основные идеи вишишта-адвайты изложены Рамануджей в «Веда-артха-самграха» («краткое изложение смысла вед», Шри-Бхашья (священный комментарий). Из трех положений адвайты: Брахман истинен, мир ложен, Брахман и джива одно и тоже – Рамануджа согласен лишь с первым, да и то кардинально переосмысливая его (истинный брахман для него не «безмолвная бездна», безличного и недифференцированного мирового сознания, а живой, саморазличенный, сочетающий личностые и безличностные характеристики абсолют).

Наиболее важное значение в критике адвайты имели 2 направления. Первое было обращено против адвайтистской концепции майи, второе направлено против концепции внутренне недифференцированного Брахмана. Согласно Раманудже, принятие концепции мировой иллюзии ведет к неразрешимым трудностям при осмыслении природы Брахмана и майи и отношений между ними. Майя накладывает на затемняемого ею Брахмана тень своего несовершенства (что противоречит совершенству Брахмана). Ни один из источников достоверного знания (праман) не может свидетельствовать об иллюзорности мира. Согласно Раманудже, принятие концепции майи делает невозможным логическое обоснование мокши. Рамануджа считает, что опорой майи не могут быть индивидуальные души (дживы), ибо сами они обусловлены майей, благодаря ей вычленяются из единственно реальной духовной неприрывности. Но опорой не может быть и Брахман, ибо он противоположен ей по своим свойствам.

С точки зрения Рамануджи, и ощущения и основывающиеся на них умозаключения служат познанию реальных, а не иллюзорных объектов. Реальны даже объекты сновидений. Согласно Раманудже, майя в шрути практикуется как реальная миросозидающая сила Ишвары. Концепция мокши в адвайта-веданте представляется Раманудже не только противоречивой, но и чрезвычайно непривлекательной; ведь здесь уничтожается индивидуальное существование, а это не может быть целью человеческой деятельности.

Рамануджа согласен с адвайтой в том, что именно веды доставляют нам знание и подлинной реальности Брахмана и тем самым являются высшим познавательным средством. В отличие от Шанкары, Рамануджа считает, что подлинная реальность поддается логическому описанию. Адвайтисткий метод интерпретации вед – это «разрушение шрути». Ощущения, по Раманудже, могут быть определенными и неопределенными, но в обоих случаях они включают в себя элементы тождества и различия. Разница лишь в том, что определенные ощущения соотносят единичный объект с другими объектами данного класса, а неопределенные не делают этого. Умозаключения основываются на сопоставлении признаков вещей, и невозможны без выявления как сходств, так и различий.

Рамануджа развивает свое учение о единстве тождества и различий во всех областях знания, вплоть до высочайшего из них – Брахмана. Взаимоотношение Брахмана и мира аналогично связи души и тела (управляющего и управляемого, поддерживающего и поддерживаемого). Существует особая связь – апритхаксиддхи (недоступная расчленению). Мир не отличен от Брахмана, мир охватывается им. Брахман является действующей и материальной причиной наличной мировой структуры. Брахман в учении Рамануджи отождествлен с Ишварой.

Рамануджа строит весьма сложную иерархическую лестницу «форм» Ишвары. Она включает 5 ступеней. Первая («пара») – трансцендентная природа Бога. 2-ая («вьюхи») – система эманаций, управляющих разными сторонами мировой эволюции. 3-я («аватары»)-воплощения, 4-я - антарьямин, природа бога скрыто присутствующая во всём, 5-ая («арча») - природа божества как «освящающая» культовые объекты. Рамануджа признаёт реальность объектов – пракрити. У Рамануджы гуны – это качества, которые сами по себе ничего произвести не могут. Для того чтобы что-то произвести из них, нужна божественная сила. У Рамануджи признается наличие особого, тонкотелесного мира – обиталища «совершенных существ». Ишвара допускает свободное волеизъявление дживы, это с одной стороны, не делает дживу абсолютно независимым, а с другой – предполагает его моральную ответственность. Знание и действие должны быть соединены. Для Рамануджи любовь к божеству – главное и высшее средство спасения.

Полностью - здесь: https://studfile.net/preview/7727037/page:27/

Отредактировано NN (27-05-2025 06:37:04)

0

86

Часто можно видеть, как у некоторых практикующих, занятия йогой ограничиваются выполнением только асан, игнорируя практику техник дыхания (пранаям) и медитацию. Такой подход не может быть полноценным и даст лишь поверхностные результаты. Личность не может измениться за счёт применения телесных методов не используя техники трансформации сознания, раскрепощающие и освобождающие психику.

Сама система практики в центрах йоги, где не применяют методов концентрации и медитации, не используются глубокие практики дхьяны, говорит о том, что в этой школе нет понимания внутренних процессов сознания и развитие идёт лишь на поверхностном уровне.

Тот, кто считает в свою очередь, что он обретёт просветление через какой-либо метод - не достигнет освобождения, так как все методы рождены умом, который и следует превзойти.

https://proza.ru/2010/02/02/1279


Выделено мной.

Отредактировано NN (27-05-2025 20:53:59)

0

87

Инстинкты. Они есть у человека или их нет?

Так есть ли инстинкты у человека?

... Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.
[Хотя, по правде сказать, у человека все же обнаружен один-единственный инстинкт, который был найден Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом, учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, еще у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на кинопленку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провел в диких уголках планеты, среди племен, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъем бровей, и на те же 150 мс].

... Так что же получается? Выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны? А как же тогда назвать «автоматическое» отдергивание руки от горячей плиты или огня?!

Да, совершенно верно, у человека есть врожденная ПОТРЕБНОСТЬ самосохранения. Но нельзя называть это инстинктом, поскольку у нас нет соответствующего ФКД, то есть врожденной программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжегшись, мы отдергиваем руку – но это НЕ ИНСТИНКТ, а всего лишь РЕФЛЕКС (безусловный) НА БОЛЕВОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только такие реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.

«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. И некорректны они не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности, но нет ни врожденной программы их удовлетворения, ни ключевого стимула, ни ФКД.

Еще не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?

И = Птрб + КС + ФКД

Таким образом, у человека инстинктов в строгом его понимании – нет. Но при этом он остается существом биосоциальным, и объективно существует ряд биологически детерминированных факторов, которые регулируют его поведение.

Полностью - здесь:

https://m.vk.com/wall-50927066_17578


Выделено мной.

Отредактировано NN (31-05-2025 16:03:07)

0

88

https://thepresentation.ru/img/tmb/4/356058/6022d71f3bd026c13a8af2257654f7c5-800x.jpg

0

89

https://news.store.rambler.ru/img/5fa5901badc68904f951c68621de7290?img-format=auto&img-1-resize=height:800,fit:max

Что общего у человека с шимпанзе

https://weekend.rambler.ru/read/4248795 … shimpanze/


9 изъянов в поведении и характере обыкновенных шимпанзе

https://dzen.ru/a/YOab9wzGiAdv1g_c


Человек и шимпанзе: пять отличий

https://dzen.ru/a/ZeGegDQ5f0ly6HQl

Ближайший родственник человека — шимпанзе. Поведение этих обезьян порой удивительно похоже на человеческое. Это особенно заметно на примере диких племён (но не только).


ИИ:

Да, люди и шимпанзе похожи биологически: люди разделяют с шимпанзе 98,7% ДНК.

Некоторые черты сходства:

Социальное устройство. Сложная система иерархических отношений пронизывает все группы шимпанзе точно так же, как и человеческие. Например, система приветствий у шимпанзе, как и у человека, зависит от того, кто встречается с кем.

Территориальность. Как и человек, шимпанзе одновременно иерархичны и территориальны: они будут ожесточённо защищать территорию, которую считают своей.

Жесты. Некоторые жесты людей и шимпанзе схожи, например, рукопожатие, выражение дружелюбия в форме поглаживания и ласк, угроза в форме пристального взгляда и оскала.

Вкусовые пристрастия. Шимпанзе, как и многие люди, предпочитают сладкое и кислое, а не солёное и горькое. Они также останавливают свой выбор на ярких и блестящих предметах, любят миниатюрные вещи, всё мягкое, гладкое и эластичное.

Отредактировано NN (06-06-2025 03:28:27)

0

90

Евангелие от Фомы (Апокриф)

<...>

117. Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.

118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное.

https://vehi.net/apokrify/foma.html


Выделено мной.

Отредактировано NN (06-06-2025 03:58:48)

0


Вы здесь » Ариомцы 3 » Вечное-бесконечное (офф-топ) » Это интересно


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно