... Было придумано много разнообразных представлений о Боге, нашедших своё выражение в тысячах религий. Приводим лишь несколько примеров:
Политеизм (греч. полис = много; многобожие): люди поклоняются нескольким или многим богам.
Монотеизм (греч. монос = один, единый; единобожие): здесь в основе лежит представление о только одном боге как высшем существе. (При более точном дифференцировании следовало бы различать между монистическим и триединым монотеизмом). Представители эволюционного учения рассматривают монотеизм как высшую ступень развития религии.
Пантеизм (греч. пан = все, вместе, общее; всебожие): отождествление Бога с природой, рассматривание природы как воплощение божества. Шопенгауэр назвал пантеизм благородной формой атеизма.
Теизм (греч. теос = Бог; вера в Бога): он признает существование единого Бога в виде личности, стоящей вне и над миром, которая есть все во всем и всем управляет, но не требует особого отношения к себе со стороны людей и не ищет с ними общения.
Деизм (лат. деус = Бог; учение о Боге): это возникшее в Англии учение хотя и исходит из идеи существования Бога как первопричины мира, Который привел в движение колёсный механизм вселенной, ничего общего с Ним теперь не имеет. Известными представителями его были Вольтер, Руссо и Лессинг.
Атеизм (греч. атеос = без бога, безбожный): это мировоззрение (а, следовательно, и вид религии), отрицающее существование Бога. Религиозная наука различает теистические и атеистические религии (например, хинаяна-буддизм и более древний таоизм). В "христианских" странах атеизм часто понимался как движение, противостоящее христианству: "Потустороннего мира не существует, встреча не может быть". Марксист Август Бебель, однако, заметил: "Если же Бог всё-таки существует, то мы остаёмся в дураках".
Нетрадиционные религии (англ. Нью эйдж = новый мир, новый век): Это попытка скомбинировать дальневосточную религиозность с современной верой в прогресс. Мышление представителей нетрадиционных религий обещает ликвидацию всех противоположностей, являющихся причиной современных кризисов, в некоем высшем единстве, которое объединит человека, природу и Бога в царстве рая.
Синкретизм (новогреч. синкретисмос = объединение двух спорящих против третьего): смешение различных религий, мировоззрений и философских учений в одно новое учение.
По представлениям примитивных религий в природе есть существа и силы, которые человек может расположить к себе жертвоприношениями и ритуальными обычаями или держать их на расстоянии заговариваниями. К таким представлениям относятся:
Анимизм (лат. анима = душа; вера в душу): одухотворение сил и явлений природы, анимизм выражается в представлении бесчисленных привидений и духов. Он также представлен и в монотеистических религиях.
Фетишизм (португ. фетичо = средства волшебства): поклонение безжизненным вещам на основе веры в то, что они обладают таинственными силами. Сюда же относится вера современного человека в амулет и талисман.
Тотемизм (из языка индейцев): вера в сверхъестественную связь родовой группы (или одного человека) с каким-либо предметом природы. Согласно этому, группы людей происходят от животного, растения, созвездия или орудия труда и находятся с ним в кровной близости.
"Тотем" является олицетворением, служащим предметом поклонения, поскольку cчитается великим покровителем рода и символом внутренней связи.