Хайку — традиционный жанр японской поэзии, представляющий собой трехстишие в 17 слогов (5-7-5). Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин. Ограничение на число слогов-иероглифов в прошлом были из за ограничений размера бамбукового листа, на котором писали. Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё.
Что касается схемы 5—7—5, то по общему мнению большинства теоретиков, единая слоговая мера для хайку на разных языках невозможна, потому что языки значительно отличаются друг от друга средней длиной слов и, следовательно, информационной ёмкостью одинакового количества слогов. Современные хайку, написанные на европейских языках, обычно короче 17 слогов (особенно англоязычные), тогда как русские хайку могут быть даже длиннее.
В классическом хайку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года — для этого в качестве обязательного элемента используется киго — «сезонное слово».
Хайку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного.
Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (в частности, рифмой).
Искусство написания хайку — это умение в трёх строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счёту, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хайку.
В сборниках хайку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, проникнуться атмосферой стихотворения.
Басе
Сорвался каштан –
и на миг умолкла цикада
в траве пожухлой….
Боте
В мире все повидав,
глаза мои снова вернулись
к белой хризантеме.
Сирао
О стрекоза!
С каким же трудом на былинке
ты примостилась!
Басе
Цикаду поймал,
Взглянул ей в глаза и понял –
подходит осень…